Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пестование - наследие предков
СообщениеДобавлено: 11 дек 2010, 21:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 дек 2010, 23:11
Сообщения: 101
Откуда: Ростов-на-Дону
ПЕСТОВАНИЕ МЛАДЕНЦЕВ В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Когда-то основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В силу ряда исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана. Однако это именно тот «багаж», который необходим человеку на его жизненном пути. Традиционное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйственного и духовного) опыта старшими младшим, что позволяло молодым спокойно и достойно в свое время занять свое место в обществе и полноценно реализовать свои силы.
Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте, до трех лет. Поэтому огромную помощь в социализации ребенка, воспитании и раннем развитии может оказать аутентичный фольклор, значение которого уже оценили зарубежные ученые, медики, педагоги и наши соотечественники, знакомые с этнопедагогикой. «Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам. Тексты колыбельных рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира, исчерпывающую, образную, адекватную, которую ребенок в состоянии понимать и проецировать на свою жизнь.
Традиционная культура дает нам пример первой в жизни младенца образовательной методики. Материнский фольклор — колыбельные песни, пестушки, потешки часто сопровождались телесными играми» (Осорина М. В. Секретный мир де тей в пространстве мира взрослых. — СПб.: 2000. Серия «Мастера психологии»). Например, приговаривая: «Потягунюшки, порастунюшки...», — взрослые и сегодня многократно повторяют названия различных частей тела малыша, ласково прикасаясь к ним, проводя первые «уроки анатомии». По мере того, как ребенок запоминает, где и сколько у него глаз, ушей, носов, пальчиков и как они называются, у него складывается общая схема тела, что абсолютно необходимо для нормального умственного и личностного развития. Ведь осознавая наличие и устройство собственного тела, человек утверждается в мысли: «Я существую». Само тело при этом становится исходной точкой отсчета для ориентации в мире, инструментом для освоения физического пространства. Воссоздание детской игровой традиции является важнейшим этапом в развитии и воспитании ребенка. Народные игры поистине являются школой жизни: они воспитывают характер, формируют правильное отношение к жизненным ценностям, учат действовать в жизни самостоятельно, не бояться трудностей. Народные игры развивают художественный вкус, учат разумным и достойным формам поведения. Только через детские игры можно воссоздать живую жизнь детского сообщее ства, практически полностью разрушенного в наше время. В любой народной культуре этот процесс направлялся и контролировался траа дицией. Тексты материнского фольклора, игры передавались от поколения к поо колению. И сегодня они поопрежнему содержат в доступной каждому, легко заа поминающейся форме проверенные временем способы обучения ребенка. Примитивность, «устарелость» этих текстов — кажущаяся. Даже не вполне поо нятные многим современным мамам «страшные» колыбельные песни, например: «... не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...», — имеют глубокий изначальный смысл. Пока ребенок маленький, колыбель, комната, родд ной дом — это место, где он находится в безопасности под опекой любящих его взрослых. Огромный внешний мир таит не только множество удивительных открытий, но и неведомые опасности, и отправляться туда малышу до поры до времени одному нельзя. Так постепенно начинает складываться система запретов и поощрений. В этих колыбельных доммзащита и опасный внешний мир разделены условной границей, обозначенной обычно словом «край».
Всему свое время, со временем границы мира раздвигаются, но в любом возрасте чувство «края», зародившееся еще во младенчестве, хранит человека, позволяет здраво оценивать свои возможности в различных жизненных ситуациях. Постоянное присутствие матери, ее нежная забота и внимание, многообразие эмоционального, телесного и словесного общения с ней очень важны для всей будущей жизни ребенка. Они помогают маленькому человеку утвердиться в своей значимости, желанности, сформировать так называемое «базовое доверие к жизни» — интуитивную уверенность в том, что жить хорошо, а если будет плохо, то его не бросят, ему помогут. Это основа жизненного оптимизма взрослого человека, его желания жить на свете вопреки всем невзгодам. Огромное позитивное воспитательное значение имеют традиционные народные праздники. В СанкттПетербурге научноопедагогическим фольклорнооэтно графическим коллективом «Домострой» на материалах, полученных в 15-летних этнографических экспедициях, разработан цикл семинаров «Годовой круг традиционных народных праздников».
источник http://www.blagomama.ru/forum/viewtopic.php?f=25&t=698


 
 Профиль  
 
 
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group