Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Иркутск - середина земли. Байкал.
СообщениеДобавлено: 20 май 2011, 18:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 окт 2010, 04:49
Сообщения: 605
Откуда: Иркутск
Нельзя, рассказывая об Иркутске, ничего не сказать о декабристах. так история Иркутска - это не побоюсь сказать - история России.


1826 В августе в Иркутск прибыли первые декабристы, сосланные правительством на каторгу, - С.П.Трубецкой, С.Г.Волконский, А.З.Муравьев, Е.П.Оболенский, П.И.Борисов, А.И.Борисов, В.Л.Давыдов, А.И.Якубович.

1827 В Иркутске сделана попытка создания независимого печатного органа – газеты «Ангарский вестник». Однако император Николай I не дал разрешение на выпуск газеты.

1863 Перепись населения. В Иркутске – 28009 человек, сибирских уроженцев – 21464, приехавших из России – 2777, ссыльных- 3768.


Первый мост через Ангару

Если Иркутск - «середина земли», то старый его мост через Ангару - своеобразная визитная карточка города. Мост – самое востребованное и известное строение в городе. Стремительно растущий поток транспорта ежедневно создаёт перед ним огромные пробки, в которых, каждый иркутянин простоял в общей сложности не меньше недели, точно.

У старого моста своя предыстория. В 1891 году в Иркутске был сооружён первый (понтонный) мост через Ангару. И стало это настоящим событием, приуроченным к проезду через наш город цесаревича Николая — в будущем последнего императора России. К началу ХХ века существовали уже две понтонные переправы - верхняя и нижняя, но транспортную проблему растущего города они всё равно не решили.

Можно сказать, что первый железобетонный мост через Ангару, автором проекта которого был инженер П.Н. Поликарпов, а архитектором - И. А. Француз, уникален сам по себе. Его общая длина - 818 метров, ширина - 18 метров; средние пролёты над водой возвышаются на 80 метров, что позволяет судам свободно под ним проходить.

Завершённый строительством в 1936 году, он единственный в Советском Союзе имел такие пролёты, двустороннюю трамвайную колею с возможным прохождением по трамвайным путям одного большегрузного товарного вагона одновременно с автогужевым транспортом и пешеходами.

На двух крайних речных опорах строители оставили 4 постамента, чтобы впоследствии установить на них скульптуры. Предполагалось, что изображать они будут героев Гражданской войны. Но эти планы так и не были реализованы. Сначала не хватило финансирования, потом началась война. И задумка так и осталась только на бумаге.

История финансирования строительства Ангарского моста также уникальна, как и само его строительство. В 1924 году умер В. И. Ленин. По всей стране проходили траурные митинги, на которых трудящиеся предлагали увековечить память вождя. В Иркутске работники ОГПУ первыми предложили начать сбор средств на памятник Ильичу. Их поддержали рабочие кожзавода, железнодорожники, кооперативы, служащие милиции, шахтеры Черемхова. Была высказана идея не делать памятника Ленину, а построить на собранные деньги мост. Идею поддержали. В Иркутском банке был открыт текущий счет, куда предприятия, организации, учебные заведения и отдельные граждане вносили деньги на постройку моста.

Быстрое течение Ангары, большая глубина русла, морозы, ветра — всё затрудняло строительство. Недоставало средств, остро не хватало квалифицированных рабочих - на этом объекте большинство было полуграмотных крестьян из ближайших деревень. Многое вообще практиковалось почти впервые. Так, по самой совершенной для тех лет технологии мост возводился на пяти речных и на тридцати двух береговых опорах. Было 18 кессонов - гигантских железобетонных «стаканов», которые опускались в воду вверх дном. Вода проникала в «стаканы», но на небольшую высоту. Затем подводился сжатый воздух, который вытеснял воду, и в кессоне можно было работать. После окончания работ внутреннее пространство кессонного «стакана» превращали в крепкий монолит.

Когда 6 ноября 1936 года мост был торжественно открыт, это стало настоящим праздничным событием для горожан, во всю свою длину и ширину он был переполнен людьми.


«Золотая лихорадка» в Иркутске

Как и многие сибирские города, в 30-40-е годы XIX века Иркутск переживает «золотую лихорадку». Промышленники города не могли упустить столь прибыльного дела, и город быстро становится одним из центров золотопромышленности Сибири. Многомиллионные капиталы пускаются в оборот, возрастает приток товаров и предметов роскоши, открываются многочисленные конторы и магазины, строятся роскошные особняки.

В известной степени Иркутску повезло: городские купцы и золотопромышленники, богатея, не забывали о благотворительности. На их пожертвования в городе были построены школы, больницы, приюты, ремесленные заведения. Они жертвовали деньги на театры, музеи, картинную галерею, издание книг, организацию экспедиций в Приамурье. По размаху благотворительности с Иркутском могли сравниться лишь очень немногие города России. О богатстве иркутских купцов говорили, что если бы хотели они построить дорогу из серебряных рублей, то она протянулась бы от Иркутска до Москвы! Прошли годы. Изменились не только поколения иркутян, но и сам облик города.

Иркутск практически с самого основания был важнейшим опорным пунктом по торговле с Китаем. Через город проходили все русско-китайские торговые караваны. Город жил и рос благодаря торговле, крупные промышленные предприятия в городе появились только в XX веке.

Родившийся в глухой тайге Иркутск, вполне мог разделить судьбу любого малого притрактового поселения. Но тот, кто в красивейшем месте у слияния Иркута и Ангары закладывал летом 1661 года Иркутский острог, знал: у этого места есть энергия и потенциал.

_________________
Некоторым женщинам достаточно один раз пройти по улице, чтобы остаться в памяти мужчины навсегда
Изображение


Последний раз редактировалось Marieta 21 май 2011, 03:22, всего редактировалось 1 раз.

 
 Профиль  
 
 
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group